Раздел 1. «Общая психотерапия»Говоря о
современной психотерапии большинство специалистов привыкли размышлять категориями отдельных психотерапевтических
методов – часто какого-то одного, избранного (гештальт, НЛП, и пр.), которым специалист владеет. Через призму этого метода рассматривается пациент и его терапия, требования к себе как к специалисту, количество и продолжительность встреч.
Между тем, существует целая система
общей психотерапии, существует и включает в себя важнейшие знания (если хотите «тайна психотерапии»), позволяющие свободно ориентироваться в психотерапии, как специальности, многообразии представленных на образовательном рынке подходов, методов и методик.
Вот, что включается в общую психотерапию:- теоретико-методологические основы психотерапии и структура психотерапевтического знания, теория и взгляды на сущность психотерапевтического воздействия;
- критерии и методы оценки эффективности психотерапии;
- сферы общественного сознания, в которых развиваются психотерапевтические идеи (научная сфера, сфера обыденного сознания, сфера альтернативной медицины и психотерапии);
- модели психотерапии (медицинская, психологическая, социологическая и философская);
- основные направления психотерапии (психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое, а также вопросы о формирующемся интегративном направление в психотерапии и интегративных тенденциях в психотерапии), другие (не основные) направления психотерапии (психодрама, арт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, суггестивная психотерапия, кризисная психотерапия, трансдраматическая, трансперсональная психотерапия и др.);
- основные формы психотерапии (индивидуальная, семейно-супружеская, групповая, психотерапия средой, а также аффективная интервенция);
- клинические, психологические, социальные основы психотерапии;
- лингвистический подход в психотерапии, клиническая лингвистика и нарративная психотерапия;
- психотерапевтический процесс и его организация;
- психотерапевтический контакт и психотерапевтический контракт;
- представление о личности, теория отношений личности В.Н. Мясищева и Б.Д. Карвасарского;
- учение о неврозах и представление о неврозогенезе в понимании Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии;
- понимание причин соматических и психосоматических заболеваний, биопсихосоциальный подходы в медицине и психотерапии;
- организация психотерапевтической помощи. Организация работы и рабочих мест. Понятие психотерапевтической помощи и психотерапевтической службы. Организация психотерапевтической помощи на уровне субъекта Российской Федерации. Система «кабинет-отделение-центр» крупного города.
Раздел 2: «Частная психотерапия. Методы современной психотерапии».Методы психотерапии – как скальпель хирурга, являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки психотерапевта, однако в настоящее время мы замечаем две разнонаправленные, но одинаково опасные тенденции:
1. Часть специалистов настолько ассоциируется с каким-то одним выбранным методом, что воспринимает его как «панацею» во всех случаях и всем пациентам. Возможные неудачи в психотерапии в таком случае объясняются несовершенством технического инструментария или же техникой его проведения, при, этом если фактор личности самого психотерапевта в расчет еще как-то принимается, то такие важные составляющие успешной работы как качество контакта и контракта, точность диагностики, в том числе клинической и психологической, а главное
обоснованность применения метода в расчет не берется. В самом плохом варианте «виноватым» в неудаче и вовсе объявляется пациент.
2. Специалист хорошо понимает теорию психиатрии, психотерапии, психологии и даже порой психофизиологии, владеет системным подходом, однако не имеет в своем арсенале достаточного технического оснащения для работы и в результате, даже хорошо представляя, какая именно помощь требуется пациенту, не способен ее оказать. Получается, как в крылатой фразе про очень умного пса – «все понимает, а сказать не может». Результатом часто является переход от психотерапевтического взаимодействия к «педагогическому», когда ответ на страдания пациента можно обобщить короткой фразой «не делай так больше».
Этот раздел позволит Вам соприкоснуться с методами психотерапии с двух позиций:- «С высоты птичьего полета» Вы сможете познакомиться с основными направлениями психотерапии, понять, что такое основные и вспомогательные методы и чем они отличаются, понять показания, противопоказания и обоснованность применения методов в различных клинических ситуациях;
- «На кончиках пальцев» Вы сможете соприкоснуться с методами каждого направления, освоить основные, ставшие уже классическими технические приемы как на себе, так и на пациенте, задать вопрос «носителям методов» - нашим преподавателям, имеющим предпочтение в выборе методов работы, хорошо их понимающим и практикующим и сформировать свой план дальнейшего освоения, нужных Вам психотерапевтических методов.
И, конечно, Вы изучите основной метод Ленинградской школы психотерапии - Личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию!В процессе
личностно-ориентированной терапии основной упор делается на
реконструкцию особо значимых отношений личности, которые служат ведущим фактором при формировании болезненной симптоматики. Основной целью личностно-ориентированного терапевта становится направленная помощь личности пациента стать способной к постановке личностной цели в жизни и организации себя и своего окружения для ее (цели) реализации. Это достигается в том числе путем реорганизации системы отношений личности.
Если расстройство длится больше трех месяцев, одного лишь осознания проблем и их причин недостаточно для изменений. Для достижения психотерапевтической цели должны быть включены достаточно значимые эмоциональные переживания, которые и делают возможной необходимую перестройку с помощью внутренних ресурсов личности.
Вы научитесь видеть личность пациента во всех трех сферах: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, - где когнитивная составляющая позволяет
осознать причинно-следственные связи между особенностями системы отношений личности пациента с его заболеванием, а
эмоциональное реагирование на внешние обстоятельства и внешние конфликты, в свою очередь, вызывает неадекватные
реакции и формы поведения.
В этом разделе рассматриваются следующие вопросы:- понятие метода в психотерапии;
- техники (технических приемов, практик), т.н. «неосновных» направлений психотерапии;
- классификации психотерапевтических методов. Понятие прогресса в психотерапии;
- техника и практика динамической психотерапии;
- техника и практика методов когнитивно-поведенческой психотерапии;
- техника и практика методов экзистенциально-гуманистической психотерапии;
- техника и практика техник «неосновных» методов психотерапии;
- этот раздел программы предусматривается более глубокое освоение Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной для его применения в условиях реальной клинической практики;
- семейная и семейно-супружеская психотерапия;
- групповая психотерапия в современной психотерапевтической клинике при работе с пациентами различных клинических групп с психическими расстройствами;
- теория и практика основных методов групповой психотерапии;
- теория и практика поведенческой и когнитивно-поведенческой групповой психотерапии;
- теория и практика динамической групповой психотерапии;
- теория и практика экзистенциальной групповой психотерапии;
- психотерапевтическая среда при проведении клинической психотерапии, типы психотерапевтических сред;
Раздел 3. «Клиническая психотерапия».Данный раздел является инновационным образовательным продуктом, позволяющим уточнять и совершенствовать личностные и профессиональные компетенции, необходимые в психотерапевтической деятельности, а также обеспечить повышение эффективности работы с пациентами.
Обучение направлено на актуализацию и практическое освоение медицинской модели психотерапии и ее научного содержания – клинической психотерапии. Освоение современных подходов клинической психотерапии делает возможным применение психотерапии в условиях современных медицинских учреждениях, проводящих лечение психических расстройств в амбулаторных, стационарных и полустационарных условиях.
Участие в цикле позволит начинающим специалистам уверенно начать профессиональную деятельность, а профессионалам в области психотерапии отточить мастерство, углубиться в прикладные вопросы клинического применения психотерапии при лечении различных психических расстройств.
В этом разделе рассматриваются следующие вопросы:- представление о клинической психотерапии, как научной концепции медицинской модели психотерапии;
- исследуются клинико-психотерапевтический подход и психотерапий в рамках других моделей и избранных методов психотерапии;
- принципы диагностики в психотерапии: функциональная диагностика при построении программ психотерапевтического лечения (клиническая, психологическая и социальная диагностика);
- понятие о психотерапевтической гипотезе, типы психотерапевтических гипотез, методика их создания;
- мишени психотерапии и их диагностика и использование для создания индивидуальных психотерапевтических программ (нозологические, психологические мишени, мишени психотерапевтического процесса, мишени клинической ситуация, мишени психотерапевтических методов);
- принципы разработки и алгоритм создания индивидуальных психотерапевтических программ (ИПП);
- особенности клинической психотерапии и ИПП при кризисном состоянии;
- особенности клинической психотерапии и ИПП при невротических расстройствах;
- особенности клинической психотерапии и ИПП при шизофрении, шизотипических и бредовых расстройствах;
- особенности клинической психотерапии и ИПП при депрессивных расстройствах и других аффективных расстройствах настроения;
- особенности клинической психотерапии и ИПП при личностных расстройствах;
- особенности клинической психотерапии и ИПП при болезнях зависимости, психотерапия в лечении и реабилитации наркологических больных;
- особенности клинической психотерапии и ИПП при психосоматических расстройствах;
- особенности клинической психотерапии и ИПП при органических психических расстройствах;
- особенности клинической психотерапии и ИПП при специфических расстройствах детского возраста;
Раздел 4. Клиническая практика.Клинические и клинико-психотерапевтические конференции по разбору психотерапевтических случаев. Самостоятельная клиническая практика слушателей.
Раздел 5. Тренинговая подготовка.На программе представлено несколько тренинговых программ:
- тренинг профессиональной идентичности для рефлексии обращения к психотерапевтической специальности и разработки индивидуального планы профессионального развития;
- тренинг профессиональной коммуникации (тренинг психотерапевтического контакта и психотерапевтического контакта);
- личностно-ориентированный тренинг на модели поведенческой (когнитивно-поведенческой) психотерапевтической группы;
- личностно-ориентированный тренинг на модели динамической психотерапевтической группы;
- личностно-ориентированный тренинг на модели экзистенциальной психотерапевтической группы;
- тренинг социального опыта;
Пройдя обучение
по программе Вы сможете:- разобраться в патогенезе невротического расстройства, психосоциальных факторах болезней зависимости и психических расстройств;
- понимать, как изменяется личность под воздействием психотерапии;
- устанавливать психотерапевтический контакт с пациентом, страдающим психическим расстройством. Опытные специалисты смогут расширить репертуар способов установления психотерапевтического контакта, уменьшив количество «не своих» пациентов;
- заключать психотерапевтический контракт с пациентом, качество которого позволяет проводить психотерапию в амбулаторных, внебольничных и стационарных условиях;
- определять границы специальности, ориентироваться в предмете, задачах, научных методах и понятиях клинической психотерапии. Опытные специалисты познакомятся с новейшими тенденциями в развитии отечественной психотерапии;
- получить пробный опыт изменений в собственной личности (опытно-инструментальное подтверждение верности теории);
- ориентироваться в многообразии психотерапевтических методов и понимать причины и факторы, влияющие на развитие психотерапевтической специальности;
- освоить и научиться применять базовые приемы и техники психотерапии;
- проводить лечение невротических расстройств методом Личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной;
- рефлексировать «узкие места» в профессиональной коммуникации и расширять коммуникативный диапазон;
- организовывать «с нуля» рабочее место психотерапевта в условиях реальной медицинской практики (психотерапевтический кабинет);
- освоите возможности современной психотерапевтической диагностики;
- формировать (разрабатывать, создавать) психотерапевтическую гипотезу (на примере пациента с невротическим расстройством);
- определять мишени психотерапии для лечения невротического расстройства;
- создавать индивидуальную программу психотерапии для лечения невротического расстройства;
- повысить уровень мастерства владения методом индивидуальной Личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной при лечении невротических расстройств;
- проводить психотерапию невротических расстройств и кризисных состояний;
- пройти супервизию собственного психотерапевтического случая;
- проводить динамическую группу;
- организовывать работу врача-психотерапевта в психотерапевтическом кабинете, психотерапевтическом стационарном отделении, региональном психотерапевтическом центре частном психотерапевтическом центре.