В условиях отечественного здравоохранения, развитие клинической (изначально она имела название «медицинская») психологии строилось с учетом современных научных достижений, основополагающих нормативно-методических документов по организации психотерапевтической и медико-психологической помощи, а также реализации медико-психологической помощи в стационарных, внебольничных и амбулаторных условиях медицинских учреждений различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Последний этап развития психологии в медицине, отличается переходом от «медицинской психологии» к «клинической» в том числе за счет тенденции к интеграции основных ее достижений с методологической переработкой существующих идей и практических достижений вокруг естественного центра психологического понимания человека – концепций личности, а также выделения трех основных видов деятельности психолога в здравоохранении:
1. клинико-психологическую диагностику, включая экспертизу;
2. клинико-психологическую интервенцию, включая «участие в психотерапии»;
3. клинико-психологическое обеспечение (сопровождение) лечебно-диагностического процесса в целом.
Обучение по специальности «Клиническая (медицинская) психология» в нашем Институте имеет давнюю историю и традиции и связано с именем нашего Учителя, выдающегося психотерапевта и медицинского современности, главы Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки России Бориса Дмитриевича Карвасарского.
Система обучения создавалась в течение двадцати лет и была существенным образом переработана с учетом современной нормативно-методической базы клинической и медицинской психологии большой командой специалистов под руководством Ректора нашего института, соавтора классического учебника «Клиническая психология», под. редакцией доктора медицинских наук, Равиля Каисовича Назырова.
В создании дидактической системы принимал участие наш Учитель, выдающейся психотерапевт и медицинский психолог, заслуженный деятель науки России, главы Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, доктор медицинских наук, профессор Борис Дмитриевич Карвасарский.
Программа основывается на передовой системе обучения специалистов в области психотерапии – «Интегрирующая дидактическая среда». Дидактическая система обучения специально создана в нашем Институте для обучения специалистов в области психотерапии и медицинской психологии и является следующим шагом развития системы последипломного обучения специалистов.
Предшествующая модель обучении специалистов в области психотерапии также была разработана ректором нашего Института, в бытность его руководства учебными проектами других учреждений. Основные характеристики новой системы подготовки специалистов были не только научно обоснованы, но и защищены в научном сообществе – система подготовки психотерапевтов – это отдельная глава докторской диссертации нашего Ректора нашего Института Р.К. Назырова, на тему «Научный анализ психотерапии в России и теоретико-методологическое обоснование ее дальнейшего развития».
Сегодня мы считаем нашу программу переподготовки по специальности «Клиническая (медицинская) психология» – лучшей программой переподготовки в нашей стране! Программа создавалась на основе анализа опыта двадцатилетнего обучения клинических психологов и прошла апробацию в Санкт-Петербурге и регионах Российской Федерации и за рубежом.
Особенностью подготовки клинических психологов в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского является формирование необходимых и достаточных личностных и профессиональных компетенций для реализации эффективных программ клинико-психологической интервенции, медико-психологической помощи и индивидуальных программ клинической психотерапии для работы с пациентами страдающими расстройствами различных клинических групп в условиях полипрофессиональной бригады специалистов, осуществляющих лечение и реабилитацию пациентов в стационарных, внебольничных и амбулаторных условиях, в государственных и частных медицинских учреждениях.
Обучение на циклах Института психотерапии тщательно встроено и по форме, и по содержанию. Программа ПП «Клиническая (медицинская) психология» разработана и утверждена на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Унифицированной программой профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая (медицинская) психология».
Научно-обоснованная система переподготовки специалистов в области психотерапии – только в нашем Институте!